RU | EN

Project head:

About direction

(Русский) В рамках проекта предполагается создание системы выведения космических аппаратов на низкую околоземную орбиту, использующей для этого самолет - носитель Ан-124 и двухступенчатую ракету.

Система будет обладать возможностью срочного выведения на орбиту грузов и спасательных капсул для космонавтов массой до 4-6 т с максимальной гибкостью в части выбора угла наклонения траектории выведения.

Система должна иметь возможность базирования на любых аэродромах 1-ого класса. Преимуществом проекта является максимальное использование готовых систем.

В 2003 г. в России было организовано акционерное общество "Воздушный старт", прорабатывавшее подобный проект. Начиная с 2010 г. NASA и DARPA активно изучает различные варианты горизонтального воздушного старта со "спины" специально переоборудованного Боинга - 747. Повышенное внимание к подобным системам объясняются следующими преимуществами по сравнению с выведением космических аппаратов традиционными ракетами-носителями: малое время реакции на заявку о выведении груза - не более 3 дней; возможность выбора аэродрома базирования и точки старта, обеспечивающих наивыгоднейшую траекторию выведения; снижение стоимости выведения груза в 2-3 раза. Необходимо отметить, что единственная эксплуатируемая система воздушного старта Pegasus XL имеет очень высокую стоимость выведения (более 120 тыс.$ за кг) из-за малой грузоподъемности.

Система будет базироваться на самолете Ан-124, который объединяет в себе разгонщик и командно-измерительный пункт (объем кабины достаточен для того, чтобы разместить персонал и командно-измерительное оборудование, поэтому необходимость в отдельном самолете для телеметрии отпадает). Пуск ракеты осуществляется на высоте около 12 км. Ракета - жидкостная, двухступенчатая. Масса - около 100 т. Двигатели НК-43. Выбор двигателей объясняется следующими факторами: имеется в наличии 20 двигателей, серийное производство легко может быть возобновлено, НК-43 при практически равном удельном импульсе с РД-191 (337.4 с у РД-191 и 346 с у НК-43) существенно превосходит его по тяговооруженности (89 у РД-191 и 121 у НК-43), масса и тяга НК-43 идеально подходят для системы "Воздушный старт". Баки - укороченные от Союза-2.1. Старт осуществляется из грузового отсека Ан-124 "с горки", т.е. с использованием аэродинамической силы. В зависимости от траектории выведения и высоты орбиты, масса выводимого груза - от 4 т до 6 т.

The main team members